1. Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.
- Совершенствуйте свою речь.
- Поразмышляем над прочитанным. Вопросы для творческого осмысления произведения, для литературоведческого исследования, позволяющие развивать навыки монологической речи, формирующие умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
- Развивайте дар слова.
- Интегрированные задания (литература, живопись, музыка) позволяют развивать творческое мышление учащихся.
В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры, что согласуется с общей целью воспитания и обучения в гимназии.
2. Педагогическая диагностика для оценки образовательных результатов.
Для оценки результатов освоения образовательных программ по предмету «русский язык» для 5-7 классов использую контрольно-измерительные материалы к учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранову, Л.А. Тростнецовой «Русский язык», издательства «Экзамен»:
- «Тесты по русскому языку», 5 класс
- «Тесты по русскому языку», 6 класс
- «Тесты по русскому языку», 7 класс
- «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС» 5-7 класс
- «Карточки-задания» Л.Г. Ларионова, 5-7 класс, издательство «Просвещение», 2013 г.
- «Мониторинг качества знаний», творческий центр «Сфера», 5-7 классы
- Рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста» для 5,6,7 классов, творческий центр «Сфера», 2013г.
- Комплекты тренировочных тестов сгруппированы по разделам учебника, что очень удобно. Материалы помогают осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашнего задания и закрепления полученных знаний на уроках. Пособия позволяют проверить не только знания учащихся 5-7 классов, но и совершенствовать практические умения, связанные с анализом различных языковых явлений. В качестве текстов для диктантов и изложений предложены фрагменты произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей. Для оценки результатов освоения образовательных программ по предмету «литература» в 5-7 классах использую материалы:
- Королева Н.С. « Контрольно-измерительные материалы по литературе», 5- 7 класс, издательство « Вако», 2011г.
- Иванова Е.В. «Дидактические материалы по литературе 5-7 класс», издательство «Экзамен», 2011г.
В данных пособиях предложены работы, в которых сочетаются вопросы, требующие конкретного ответа и задания, способные раскрыть творческий потенциал учащихся, прописана система оценивания учащихся. Тесты соответствуют школьной программе и требованиям ФГОС. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЕ, что позволяет начать подготовку учащихся к работе с подобным материалом уже с 5 класса.
3.Использование в учебной деятельности методов, средств и форм обучения.
Обучение русскому языку на современном этапе направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции, что возможно обеспечить системно -деятельностным подходом к обучению. Практикуя разнообразные формы уроков - лабораторные, практические и самостоятельные работы, лингвистические исследования, консультации, зачеты, практикумы, творческие лаборатории, семинары -я использую наглядный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы обучения, которые включают детей в разные виды деятельности: индивидуальную, фронтальную, групповую, парную, коллективную. В своей работе применяю:
- диктанты разных типов: зрительный, слуховой, выборочный, орфографический, словарный, диктант исключений, орфоэпический, грамматический, свободный, с самопроверкой, предупредительный, пунктуационный, графический, буквенный;
- систематическую работу с индивидуальным словарем-справочником, который ведется обучающимся с 5 по 7 классы: в нем составляются опорные конспекты по теоретическим, орфографическим и пунктуационным правилам русского языка. Такая работа учит работе с информацией, навыкам конспектирования и переработки информации;
- задания игрового и творческого типа на разных этапах урока, в том числе в качестве домашнего задания;
- разные виды анализа текста: комплексный, содержательный, смысловой, стилистический, языковой, орфографический, пунктуационный, грамматический;
- задания эвристического характера: решение лингвистических и коммуникативных задач;
- особое внимание на уроке уделяю работе над словом: морфемному и этимологическому анализу слова, работе со словом-образом (средства художественной выразительности), расширению лексического запаса учащихся. Методические разработки данных уроков можно посмотреть в разделе Методическая копилка
- систематическую работу с индивидуальным словарем-справочником, который ведется обучающимся с 5 по 7 классы: в нем составляются опорные конспекты по теоретическим, орфографическим и пунктуационным правилам русского языка. Такая работа учит работе с информацией, навыкам конспектирования и переработки информации;
- задания игрового и творческого типа на разных этапах урока, в том числе в качестве домашнего задания;
- разные виды анализа текста: комплексный, содержательный, смысловой, стилистический, языковой, орфографический, пунктуационный, грамматический;
- задания эвристического характера: решение лингвистических и коммуникативных задач;
- особое внимание на уроке уделяю работе над словом: морфемному и этимологическому анализу слова, работе со словом-образом (средства художественной выразительности), расширению лексического запаса учащихся. Методические разработки данных уроков можно посмотреть в разделе Методическая копилка
При проведении уроков литературы свою цель вижу в воспитании читателя, в научении ребенка прочитывать книгу, а значит понимать и любить произведения художественной литературы. Поэтому уроки выстраиваю на основе проблемного анализа, используя исследовательский, частично-поисковый, наглядный методы обучения; для рассмотрения обзорных тем, изучении биографии писателя использую разные виды лекций ( по стопам, с подбором цитат, с творческим заданием, с составлением плана, с подбором эпиграфа и т.д), применяю активные формы деятельности и систему творческих заданий: создание иллюстраций к художественным произведениям ( по тексту, по ассоциациям, в стилевой манере), создание информационно-творческих карт по художественному произведению, титульной страницы книги, афиши, рекламного листка, составление «анкеты» литературного героя при анализе образа персонажа, ассоциативно-символическое представление героя произведения, пейзажа, интерьера.
4.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в учебном процессе.
Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную “Я – концепцию”, стимулируя “к учению с увлечением”, повышая уровень его образования. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Изучая эту проблему, я прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе». Раздел профессиональный рост. Решая практические задачи обучения и воспитания обучающихся на основе системно – деятельностного подхода, использую следующие технологии:
- Технологию развития критического мышления, которая направлена на достижение учащимися таких образовательных результатов:
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- способность брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Мои учащиеся с удовольствием составляют синквейны по изучению разделов русского языка. Посмотреть в разделе Творческие и исследовательские работы
Мои учащиеся с удовольствием составляют синквейны по изучению разделов русского языка. Посмотреть в разделе Творческие и исследовательские работы
- Игровые технологии (Н.Е.Щуркова). Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию. Среди многообразия игр, в основном использую: уроки – путешествия, КВН, урок-викторина, лингвистическое лото). Раздел Методическая копилка
- Технологии личностно-ориентированного образования. Используя данную технологию, стараюсь формировать и развивать у учащихся интеллект и речь, развивать критическое и творческое мышление, при этом учитывая возрастные и психологические особенности каждого ученика. Самым важным, считаю, вызвать ученика на диалог. Метод проектов, который актуализирует важнейшие речевые умения (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Являясь участницей V конкурса учебно-методических разработок «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности», проводимым ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» награждена дипломом I степени в номинации «Учебный проект», 2012 г. Также в этом институте в 2013 г. прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Современные специальные технологии. Технология проектного обучения». Результаты профессиональной деятельности. На уроках ОРКСЭ – проект является обязательным завершающим этапом изучения курса. Темы учебных проектов часто предлагают сами учащиеся. Познакомиться с наиболее яркими проектами можно в разделе ОРКСЭ
- ИКТ – технологии. Информационные технологии применяю в следующих направлениях:
- Мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов.
- Подготовка дидактических материалов для уроков. Мною разработаны дидактические комплексы разноуровневых самостоятельных, проверочных, контрольных работ, тематических тестов, задания для индивидуальной работы с обучающимися с 5 по 7 классы.
- Разработка тестов, используя готовые программы – оболочки.
- Поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Использование разных форм организации учебных занятий с использованием ИКТ на различных этапах урока:
- При изучении нового материала;
- Для создания иллюстративного ряда на уроках литературы;
- При проверке домашнего задания;
- При контроле уровня знаний с использованием тестовых заданий;
В своей работе использую ресурсы Интернета:
- "Интернет урок" (http://interneturok.ru/ru);
- «Коллекция образовательных ресурсов для школы» (http://school-collection.edu.ru/);
- Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка(http://rus.1september.ru)
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" (http://www.gramota.ru )
- Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала (http://language.edu.ru)
- Культура письменной речи(http://www.gramma.ru)
- Виртуальные музеи писателей (http://www.museum.ru);
В своей профессиональной деятельности использую системы интерактивного общения для:
- "Интернет урок" (http://interneturok.ru/ru);
- «Коллекция образовательных ресурсов для школы» (http://school-collection.edu.ru/);
- Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка(http://rus.1september.ru)
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" (http://www.gramota.ru )
- Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала (http://language.edu.ru)
- Культура письменной речи(http://www.gramma.ru)
- Виртуальные музеи писателей (http://www.museum.ru);
В своей профессиональной деятельности использую системы интерактивного общения для:
- обучения на дистанционных курсах повышения квалификации;
- участия в дистанционных профессиональных конкурсах;
- участия в обмене информацией в педагогических интернет- сообществах: школьный портал " ПроШколу.ру", pravolimp.ru, являюсь пассивным участником сообщества "Сеть творческих учителей"
- представление своего педагогического опыта в блоге.
5. Наличие авторских разработок
Мною разработан специальный курс для 5-х классов « Этикет. Культура общения», Программа специального курса опубликована в методических материалах «Всероссийского интернет-педсовета
6. Инновационная деятельность
С 2011 года в рамках инновационного проекта гимназии по формированию Российской идентичности в глобальном информационном обществе я являюсь руководителем творческой группы «Дискуссионный клуб «Место молодежи в российском социуме», (http://1gim.ru/, раздел «Российская идентичность»).
На основании опросов старшеклассников были выявлены наиболее актуальные темы для заседаний клуба:
- «Важно ли быть патриотом?»
- «Русская духовность = российская гражданственность»
- «Компьютер: реальная и виртуальная жизнь»
В качестве гостей-участников дискуссий были привлечены старшеклассники гимназии, учащиеся школ города, представители СМИ, специалисты из разных областей.
Подробнее о деятельности клуба можно познакомиться в разделе Дискуссионный клуб. Эффективность введения в Программу воспитания и социализации заседаний клуба подтверждена повышением положительного отношения к ценностям «Семья», «Отечество», «Культура» (П.В. Степанов «Личностный рост»).
Работая над программой клуба, освоила технологию Карла Поппера «Дебаты» и технику «Переговорная площадка», что позволило привлечь учащихся, педагогов, общественность к активной работе клуба.
С 2012 учебного года, в связи с введением в учебный план 4-х классов в школах РФ курса «Основы религиозной культуры и светской этики» прошла курсовую подготовку в «Институте повышения работников образования». Материалы о введении и сопровождении курса http://orkse38.blogspot.com. С началом введения курса была выбрана руководителем городского методического объединения учителей ОРКСЭ и до сих пор им являюсь. За высокий профессионализм и качественный уровень организации и проведения областных и городских мероприятий по введению ФГОС НОО ООО деятельность награждена Благодарственным письмом МБОУ ДПО «Центр развития образования г.Саянска» раздел Профессиональный рост. На Образовательном форуме «Приангарье-2014» в г.Иркутске представила опыт работы педагогов г. Саянска по теме: «Методы оценки результатов образовательной деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ». Приняла участие в заседании координационного совета в Министерстве образовании Иркутской области, на котором была награждена дипломом Победителя за участие в областном конкурсе на лучшую учебно-методическую разработку по ОРКСЭ в номинации «Лучшая презентация к уроку» вставить фото диплома. Впервые в нашем городе разработала и провела городскую интеллектуально-развлекательную игру «Наш дом – Россия». (вставить ролик о игре). Все материалы о курсе ОРКСЭ можно посмотреть в разделе ОРКСЭ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий