Научно-методическая деятельность


1. Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.

 Образовательный процесс я организую, учитывая, прежде всего, миссию образовательного учреждения: «Формирование социально-ориентированной компетентной личности гимназиста, идентифицирующего себя как гражданина России», в соответствии с примерными программами основного общего образования по русскому языку и литературе. Они определяют общую стратегию обучения, развития и воспитания учащихся средствами учебных предметов. Также они служат ориентиром для распределения учебных часов и содержания учебного материала, предоставляя определённую свободу в планировании работы, позволяя творчески подходить к выбору учебного материала, учитывая способности и интересы учащихся.

 На данный момент я преподаю русский язык и литературу в 5-7 классах. В связи с этим, обучение по предмету «русский язык», веду по программе и предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., под редакцией Н.М. Шанского, издательства «Просвещение». Теоретический и практический материал учебников изложен доступно и просто. В 2012 г. вышли обновленные и переработанные учебники по русскому языку в соответствии с ФГ ОС основного общего образования.Выбор данной образовательной программы обусловлен современными целями и задачами изучения русского языка. В системе целеполагания предмета «русский язык» аспект развития личности становится ведущим, поэтому важными компонентами содержания курса русского языка в основной школе становятся коммуникативный и культуроведческий компоненты. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой в полной мере соответствует этим критериям. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной парадигме. Содержание курса и структура программы направлена на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культурологической компетенции.

 Обучение предмету «литература» в 5-7 классах гимназии осуществляю по учебно-методическому комплексу В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, издательства «Просвещение», 2012 г.Данные учебники носят проблемно-тематический принцип изучения предмета. Имеется справочный аппарат. Вопросы и задания к художественным текстам носят развивающий характер.Программа курса обеспечивает формирование читательской компетентности обучающихся, предлагает, помимо предметных знаний, освоение метапредметных знаний: гуманитарных, философских, этических, эстетических понятий, связанных с освоением культурных традиций и общечеловеческого духовного опыта. В системе заданий учебника особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной деятельности:
  1. Совершенствуйте свою речь.
  2. Поразмышляем над прочитанным. Вопросы для творческого осмысления произведения, для литературоведческого исследования, позволяющие развивать навыки монологической речи, формирующие умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  3. Развивайте дар слова.
  4. Интегрированные задания (литература, живопись, музыка) позволяют развивать  творческое мышление учащихся.

 В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры, что согласуется с общей целью воспитания и обучения в гимназии.

2. Педагогическая диагностика для оценки образовательных результатов.

 Для оценки результатов освоения образовательных программ по предмету «русский язык» для 5-7 классов использую контрольно-измерительные материалы к учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранову, Л.А. Тростнецовой «Русский язык», издательства «Экзамен»:
  •  «Тесты по русскому языку», 5 класс  
  •  «Тесты по русскому языку», 6 класс 
  •  «Тесты по русскому языку», 7 класс 
  •  «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС» 5-7  класс
  •  «Карточки-задания» Л.Г. Ларионова, 5-7 класс, издательство «Просвещение», 2013 г.
  •  «Мониторинг качества знаний», творческий центр «Сфера», 5-7 классы
  •  Рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста» для 5,6,7 классов,  творческий центр «Сфера», 2013г. 
  •  Комплекты тренировочных тестов сгруппированы  по разделам учебника, что очень удобно.                                                                                                  Материалы помогают осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашнего задания и закрепления полученных знаний на уроках. Пособия позволяют проверить не только знания учащихся 5-7 классов, но и совершенствовать практические умения, связанные с анализом различных языковых явлений.                                                                    В качестве текстов для диктантов и изложений предложены фрагменты произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей.            Для оценки результатов освоения образовательных программ  по предмету  «литература» в 5-7 классах использую материалы:  
  • Королева  Н.С. « Контрольно-измерительные материалы по литературе», 5- 7 класс, издательство « Вако», 2011г.
  • Иванова Е.В. «Дидактические материалы по литературе  5-7 класс», издательство «Экзамен», 2011г.
 В данных пособиях предложены работы, в которых сочетаются вопросы, требующие конкретного ответа и задания, способные раскрыть творческий потенциал учащихся, прописана система оценивания учащихся. Тесты соответствуют школьной программе и требованиям ФГОС. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЕ, что позволяет начать подготовку учащихся к работе с подобным материалом уже с 5 класса.

3.Использование в учебной деятельности  методов, средств и  форм обучения.

 Обучение русскому языку на современном этапе направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции, что возможно обеспечить системно -деятельностным подходом к обучению. Практикуя разнообразные формы уроков - лабораторные, практические и самостоятельные работы, лингвистические исследования, консультации, зачеты, практикумы, творческие лаборатории, семинары -я использую наглядный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы обучения, которые включают детей в разные виды деятельности: индивидуальную, фронтальную, групповую, парную, коллективную. В своей работе применяю: 
- диктанты разных типов: зрительный, слуховой, выборочный, орфографический, словарный, диктант исключений, орфоэпический, грамматический, свободный, с самопроверкой, предупредительный, пунктуационный, графический, буквенный;
- систематическую работу с индивидуальным словарем-справочником, который ведется обучающимся с 5 по 7 классы: в нем составляются опорные конспекты по теоретическим, орфографическим и пунктуационным правилам русского языка. Такая работа учит работе с информацией, навыкам конспектирования и переработки информации;
- задания игрового и творческого типа на разных этапах урока, в том числе в качестве домашнего задания;
- разные виды анализа текста: комплексный, содержательный, смысловой, стилистический, языковой, орфографический, пунктуационный, грамматический;
- задания эвристического характера: решение лингвистических и коммуникативных задач;
- особое внимание на уроке уделяю работе над словом: морфемному и этимологическому анализу слова, работе со словом-образом (средства художественной выразительности), расширению лексического запаса учащихся. Методические разработки данных уроков можно посмотреть в разделе Методическая копилка

 При проведении уроков литературы свою цель вижу в воспитании читателя, в научении ребенка прочитывать книгу, а значит понимать и любить произведения художественной литературы. Поэтому уроки выстраиваю на основе проблемного анализа, используя исследовательский, частично-поисковый, наглядный методы обучения; для рассмотрения обзорных тем, изучении биографии писателя использую разные виды лекций ( по стопам, с подбором цитат, с творческим заданием, с составлением плана, с подбором эпиграфа и т.д), применяю активные формы деятельности и систему творческих заданий: создание иллюстраций к художественным произведениям ( по тексту, по ассоциациям, в стилевой манере), создание информационно-творческих карт по художественному произведению, титульной страницы книги, афиши, рекламного листка, составление «анкеты» литературного героя при анализе образа персонажа, ассоциативно-символическое представление героя произведения, пейзажа, интерьера.

4.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в учебном процессе.

 Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную “Я – концепцию”, стимулируя “к учению с увлечением”, повышая уровень его образования. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Изучая эту проблему, я прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе». Раздел профессиональный рост. Решая практические задачи обучения и воспитания обучающихся на основе системно – деятельностного подхода, использую следующие технологии:
  • Технологию развития критического мышления, которая направлена на достижение учащимися таких образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; 
- пользоваться различными способами интегрирования информации; 
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; 
- решать проблемы; 
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления    различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; 
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;   
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); 
- способность брать на себя ответственность; 
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; 
 - умение сотрудничать и работать в группе и др. 
Мои учащиеся с удовольствием составляют синквейны по изучению разделов русского языка. Посмотреть в разделе Творческие и исследовательские работы 
  •  Игровые технологии (Н.Е.Щуркова). Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески  к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию. Среди многообразия игр, в основном использую: уроки – путешествия, КВН, урок-викторина, лингвистическое лото). Раздел Методическая копилка
  •  Технологии личностно-ориентированного образования. Используя данную технологию, стараюсь формировать и развивать у учащихся интеллект и речь, развивать критическое и творческое мышление, при этом учитывая возрастные и психологические особенности каждого ученика. Самым важным, считаю, вызвать ученика на диалог. Метод проектов, который актуализирует важнейшие речевые умения (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Являясь участницей V конкурса учебно-методических разработок «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности», проводимым ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» награждена дипломом I степени в номинации «Учебный проект», 2012 г. 
    Также в этом институте в 2013 г. прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Современные специальные технологии. Технология проектного обучения». Результаты профессиональной деятельности. На уроках ОРКСЭ – проект является обязательным завершающим этапом изучения курса. Темы учебных проектов часто предлагают сами учащиеся. Познакомиться с наиболее яркими проектами можно в разделе ОРКСЭ

  • ИКТ – технологии.
  • Информационные технологии применяю в следующих направлениях:
     - Мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов.
     - Подготовка дидактических материалов для уроков. Мною разработаны дидактические комплексы разноуровневых самостоятельных, проверочных, контрольных работ, тематических тестов, задания для индивидуальной работы с обучающимися с 5 по 7 классы.
     - Разработка тестов, используя готовые программы – оболочки.
     - Поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам      и внеклассным мероприятиям. Использование разных форм организации              учебных занятий с использованием ИКТ на различных этапах урока:
     - При изучении нового материала;
     - Для создания иллюстративного ряда на уроках литературы;
     - При проверке домашнего задания;
     - При контроле уровня знаний с использованием тестовых заданий;
Применение ИКТ- технологии можно посмотреть в разделе Готовимся к урокам
В своей работе использую ресурсы Интернета:
- "Интернет урок" (http://interneturok.ru/ru);
- «Коллекция образовательных ресурсов для школы» (http://school-collection.edu.ru/);
- Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка(http://rus.1september.ru)
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык" (http://www.gramota.ru )
- Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала (http://language.edu.ru)
- Культура письменной речи(http://www.gramma.ru)
- Виртуальные музеи писателей (http://www.museum.ru);

В своей профессиональной деятельности использую системы интерактивного общения для:

  • обучения на дистанционных курсах повышения квалификации;
  • участия в дистанционных профессиональных конкурсах;
  • участия в обмене информацией в педагогических интернет- сообществах: школьный портал " ПроШколу.ру", pravolimp.ru, являюсь пассивным участником сообщества "Сеть творческих учителей"
  • представление своего педагогического опыта в блоге. 

5. Наличие авторских разработок
 Мною разработан специальный курс для 5-х классов « Этикет. Культура общения», Программа специального курса опубликована в методических материалах «Всероссийского интернет-педсовета

6. Инновационная деятельность 

 С 2011 года в рамках инновационного проекта гимназии по формированию Российской идентичности в глобальном информационном обществе я являюсь руководителем творческой группы «Дискуссионный клуб «Место молодежи в российском социуме», (http://1gim.ru/, раздел «Российская идентичность»).



 На основании опросов старшеклассников были выявлены наиболее актуальные темы для заседаний клуба:

  • «Важно ли быть патриотом?»
  • «Русская духовность = российская гражданственность»
  • «Компьютер: реальная и виртуальная жизнь»

 В качестве гостей-участников дискуссий были привлечены старшеклассники гимназии, учащиеся школ города, представители СМИ, специалисты из разных областей.

 Подробнее о деятельности клуба  можно познакомиться в разделе Дискуссионный клуб.  Эффективность  введения в Программу воспитания и социализации заседаний клуба подтверждена повышением положительного отношения к ценностям «Семья», «Отечество», «Культура» (П.В. Степанов «Личностный рост»). 

 Работая над программой клуба,  освоила  технологию Карла Поппера «Дебаты» и технику  «Переговорная площадка», что позволило  привлечь учащихся,  педагогов, общественность  к активной работе клуба. 

 С 2012 учебного года,  в связи с введением в учебный план 4-х классов в школах РФ курса «Основы религиозной культуры и светской этики» прошла курсовую подготовку в «Институте повышения работников образования». Материалы о введении и сопровождении курса http://orkse38.blogspot.com. С началом введения курса была выбрана руководителем городского методического объединения учителей ОРКСЭ и до сих пор им являюсь. За высокий профессионализм и качественный уровень организации и проведения областных и городских мероприятий по введению ФГОС НОО ООО деятельность награждена Благодарственным письмом  МБОУ ДПО «Центр развития образования г.Саянска» раздел Профессиональный рост. На Образовательном  форуме «Приангарье-2014» в г.Иркутске представила опыт работы педагогов г. Саянска по теме: «Методы оценки результатов образовательной деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ». Приняла участие в заседании координационного совета в Министерстве образовании Иркутской области, на котором была награждена дипломом Победителя за участие в областном конкурсе на лучшую учебно-методическую разработку по ОРКСЭ в номинации «Лучшая презентация к уроку» вставить  фото диплома.  Впервые в нашем городе  разработала и провела городскую интеллектуально-развлекательную игру  «Наш дом – Россия». (вставить ролик  о игре).  Все материалы  о курсе ОРКСЭ можно посмотреть в разделе ОРКСЭ.

 

Комментариев нет: